Государство как пережиток прошлого

Глобализация — это не международные соглашения, подписываемые под вспышки фотокамер. И не бумажные кипы таможенных протоколов и процедур. Глобализация — это уровень информационно-коммуникационных технологий, которые мы используем в нашей повседневной жизни. Соглашения и протоколы лишь оформляют уже сложившиеся практики.

В этом плане пандемия COVID-19 дала глобализации беспрецедентный толчок. Прежде всего, в области удаленной работы — использования коммуникационных технологий, позволяющих работнику трудиться, находясь в любой точке земного шара. О фундаментальных последствиях этого сдвига в колонке ”Wired” рассуждает Керсти Кальюлайд, нынешний президент Эстонии.

Керсти Кальюлайд
Все нынешние государственные институты «родом из прошлого». Они «заточены» под индустриальную модель экономики и общества: где люди жили скученно в определенном месте, работали на определенную организацию, расположенную здесь же, платили налоги по месту своего жительства и получали от государства общественные блага: медицинскую помощь, образование для своих детей и т. п.

Collapse )

_______________________________________________________________
Друзья, я начал вести канал в Телеграм: Экономика знаний. Подписывайтесь!

Китайскую экономику ждёт крах по образцу СССР?

Cтатья, опубликованная в ”The Diplomat”, сравнивает китайские планы на 14-ую пятилетку с позднесоветской экономикой:

«Китай сейчас, в 2020, больше похож на гибрид из Японии и Советского Союза в 1986 г.: движимый инвестициями в недвижимость пузырь в экономике, вопреки ожиданиям занявшей лидерские позиции в некоторых технологических областях; наряду со скрипящей, широко распределенной географически производственной моделью командной экономики, ставящей в приоритет высокотехнологичные прорывы, но всё еще зависимой от ненадежных или неэффективных затрат труда и энергии.

...Но в то время, как Япония и Ю. Корея на сопоставимых этапах развития больше открылись миру и постепенно ослабили свою техно-индустриальную политику, позволив предприятиям зайбацу и чеболей конкурировать на глобальном рынке — Китай сейчас закрывается еще больше и становится более зависимым от внутреннего [рынка], подобно позднему этапу Советского Союза.


Collapse )

_______________________________________________________________
Друзья, я начал вести канал в Телеграм: Экономика знаний. Подписывайтесь!

Алгоритмы-заговорщики

Современные рынки настолько широки, сложны и динамичны, что управление ценами во многих случаях отдаётся алгоритмам. Они в состоянии в режиме реального времени отслеживать цены конкурентов, прогнозировать ситуацию в будущем, рассчитывать оптимальные цены и моментально их обновлять.

Ничего личного — просто бизнес. Алгоритм гораздо лучше справляется с поиском цены, которая максимизирует потенциальную прибыль предприятия. Когда-то такие алгоритмы писались исключительно вручную. Теперь у предприятий есть более эффективный инструмент — машинное обучение. Оно позволяет создавать гораздо более сложные, гибкие и прибыльные ценовые алгоритмы.

Но у этих преимуществ есть и обратная сторона. Дело в том, что рынок функционирует эффективно, когда на обеих сторонах — спроса и предложения — работает конкуренция. В противном случае, когда существует монополия или картельный сговор, сторона предложения может искажать рыночные принципы. Максимизация прибыли здесь достигается за счет ущерба потребителям.

Collapse )
_______________________________________________________________
Друзья, я начал вести канал в Телеграм: Экономика знаний. Подписывайтесь!

Нечеловеческий выбор

Наша жизнь соткана из тысяч и тысяч решений. Простых и сложных. Мелких, сиюминутных — и крупных, влияющих на всю последующую жизнь. Незаметных, о которых мы почти не задумываемся — и тех, о которых мучительно размышляем на протяжении дней и месяцев.

Необходимость выбирать преследует нас повсюду. Проснувшись, мы решаем, что именно сегодня одеть и что именно есть на завтрак. По пути на работу — решаем, проскочить ли на мигающий зеленый и пропустить ли в свой ряд ту машину справа. На рабочем месте и во время отдыха, в семейном кругу и в окружении незнакомых людей — каждый шаг заставляет нас принимать очередное решение.


Взятые вместе, эти решения описывают все существующие общественные отношения. Те, что касаются денег и оборота ресурсов, называются экономикой. Решения по управлению обществом — политикой. Наши предпочтения в области идей, искусства и взглядов на мир формируют культуру. Решения, нарушающие самые важные правила общества, называются преступностью. И так далее.

Collapse )

Солнечный путь

Мир твердо решил бороться с глобальным потеплением. И это будет непросто. Целые сектора экономики необходимо, вполне буквально, сносить и строить заново. Одним из самых важных секторов в теме декарбонизации является электроэнергетика.

Среди технологий, которые станут основой новой, безуглеродной генерации электричества, центральное место с большой вероятностью займет фотовольтаика. Она хорошо отработана, показала свою способность к быстрому масштабированию производства и достаточно универсальна, чтобы быть востребованной почти повсеместно.


Но даже с этими достоинствами при переходе на солнечную энергетику придется решать много проблем. Часть из них, связанные с масштабированием производства фотовольтаики до объемов, способных спасти планету от перегрева, рассматривает в своей работе Пьер Ферлинден. Ферлинден — очень уважаемый в отрасли человек, проработавший в области фотовольтаики более 40 лет, занимаясь разработками солнечных панелей. Шесть лет он работал в должности вице-президента и руководителя исследовательских работ компании ”Trina Solar”, китайского гиганта фотовольтаики.

Самый первый вопрос — сколько же солнечной генерации нужно, чтобы спасти планету от перегрева?

Collapse )

_______________________________________________________________
Друзья, я начал вести канал в Телеграм: Экономика знаний. Подписывайтесь!

Казнить нельзя, зомбировать

Экономические кризисы всегда были периодами, когда силы созидательного разрушения вырывались на волю, сметая неэффективные компании и исправляя структурные перекосы. Но сейчас среди экономических властей преобладает точка зрения, что экономику надо всячески оберегать от шоков. А значит, ни «разрушать», ни «созидать» не надо — надо оставить все «как есть», максимально консервируя сложившееся положение.

Ярче всего этот принцип можно увидеть на примере авиакомпаний. Коронавирус буквально уничтожил их бизнес — в апреле пассажирский трафик падал в 20 раз по сравнению с обычным уровнем. Даже в относительно благополучном сентябре он был почти в 4 раза ниже, чем в 2019. А сейчас начались новые локдауны.


Collapse )

_______________________________________________________________
Друзья, я начал вести канал в Телеграм: Экономика знаний. Подписывайтесь!

"Будущее рабочих мест -2020"

«Всемирный экономический форум» подготовил свежую версию доклада «Будущее рабочих мест». Доклад традиционно фокусируется на подрывных инновациях и их влиянии на рынок труда. Обзор написан типичным на типичном консалтерском «новоязе», но по содержательной части получился на голову выше других подобных документов. Во многом благодаря обилию цифр и детальным опросам мнения управленцев.

Ниже — хайлайтики из объемного доклада.

  • Начнем со взгляда в прошлое. Какие профессии попали под каток автоматизации в 2007-2018?

Среди специальностей, переживших самый сильный спад занятости, мы видим операторов ПК, секретарей, машинисток, телефонных операторов и клерков по документообороту. Каковы здесь общие тренды?

Collapse )

_______________________________________________________________
Друзья, я начал вести канал в Телеграм: Экономика знаний. Подписывайтесь!

Сакральная пшеница и пещерные страхи

Впервые в мире получено разрешение на производство генетически модифицированной пшеницыв Аргентине. Это праздник! Со слезами на глазах.

Почему праздник? Одобренный сорт пшеницы с геном HB4, позаимствованным у подсолнечника, обладает повышенной устойчивостью к засухам. В засушливые годы урожай этой пшеницы в среднем на 20% выше обычных сортов. В хорошие годы — как минимум не меньше. Кроме того, c пшеницей HB4 можно перейти на схему с двумя урожаями в год: сои и пшеницы; последняя высевается в более сухой период. И — вишенка на генно-инженерном тортике — устойчивость к гербициду глюфосинату аммония.

Другими словами, это разрешение позволяет накормить людей — даже в сложные годы, уменьшить риски для сельхозпроизводителей и более эффективно использовать пахотные земли.


Хорошо, но почему «со слезами на глазах»?

Collapse )

_______________________________________________________________
Друзья, я начал вести канал в Телеграм: Экономика знаний. Подписывайтесь!

1/1000000 роботакси

Появилось уже достаточно видео работы беспилотной технологии ”Full Self Driving” (FSD) от «Теслы». И уже можно делать выводы. Как и ожидалось, чуда не случилось.

Бета-версия крайне сыра и требует постоянного контроля водителя за ситуацией на дороге. Разрекламированная Маском «полностью функциональная» («feature-complete») система не тормозит перед лежачими полицейскими, пропускает нужные повороты в безобидных условиях и резко выходит из автономного режима посреди перекрестка.

Ориентируясь на собственный опыт, FSD управляет примерно как человек с 2-3 часовым опытом вождения. Для сравнения, допуск человека к экзамену в РФ требует 56 (академических) часов практики. Сейчас идут дебаты о том, как проверять надежность автономного пилотирования. Так вот, даже «обычный» 10-минутный тест с инспектором FSD завалит. Но дебаты идут ровно потому, что алгоритмы можно проверять гораздо интенсивнее и полнее, чем людей.

Collapse )

_______________________________________________________________
Друзья, я начал вести канал в Телеграм: Экономика знаний. Подписывайтесь!

Перспективы без будущего


«Городской транспорт – перспективы будущего». Выставка, прошедшая в сентябре 2017 года в Ульяновске. Перспективам будущего решили посвятить своё время первые лица страны — Владимир Путин, Сергей Собянин, министр транспорта Максим Соколов.

На выставке — новейшие разработки отечественного транспортного машиностроения. Электробусы от ”Volgabus” и ГАЗ, аккумуляторный троллейбус-«гибрид» еще живого тогда завода «Тролза», трамваи футуристичного вида...

Но для высоких гостей организаторы выставки припасли и нечто особенное. Отечественный электромобиль ”Zetta” - миниатюрное авто от амбициозных энтузиастов, организовавших свой стартап и готовых покорить российский рынок, ломая бытующие стереотипы о том, что электромобили — это не про Россию.

Collapse )

_______________________________________________________________
Друзья, я начал вести канал в Телеграм: Экономика знаний. Подписывайтесь!