giovanni1313 (giovanni1313) wrote,
giovanni1313
giovanni1313

Category:

Перспективы без будущего-2: Hype Cycle Edition


«Своевременность» новых начинаний Германа Грефа бьёт все рекорды. Его проект электромобиля стартует ровно тогда, когда законодатели венчурной моды в США начинают сторониться этого направления.

Эйфория длилась недолго, и сейчас наступает момент осознания. Оказывается, далеко не каждый из четырёх десятков стартапов способен превратиться в еще одну «Теслу». Оказывается, акции компаний, у которой нет ничего, кроме красивых концептов, не обязаны вырасти в 160 раз. Оказывается, крупные автоконцерны с отлаженным производством, каналами сбыта и R&D тоже захотели зайти на рынок электромобилей. Ну кто бы мог представить такое развитие событий!?

Вместо 160-кратного возврата на инвестиции акционеров встречают убытки. Акции 19 (девятнадцати!) SPAC’ов, слившихся с электромобильными компаниями, сложились как минимум вдвое от максимумов. Пятёрка антилидеров в сумме потеряла 40 млрд. долларов капитализации.


И вот на днях один из этих антилидеров — ”Lordstown Motors” — показал, что на самом деле стоит за хайпом. Ранее контора надувала щеки — мол, у нас есть настоящая производственная площадка, ранее принадлежавшая GM, и у нас есть красивые концепты (куда ж без них), и вот мы сейчас начнем делать крутые электропикапы тысячами штук.

Под эту красивую идею ”Lordstown Motors” собрал с инвесторов 675 млн. долларов. Правда, за год до сделки ребята обещали запустить производство за 300 млн… Ну ладно, много — не мало, всё должно было пригодиться как задел для роста.

Проходит 10 месяцев. И вместо роста, так и не начав производство и собрав лишь несколько тестовых прототипов, ”Lordstown Motors” объявил: блин, кажется нам уже не хватит денег на запуск. Не получилось. Не фартануло. Немного не рассчитали. Добро пожаловать в непредсказуемый мир венчура, господа инвесторы. Не ждите, что контора протянет до конца года — если еще какие-нибудь дураки ваши коллеги-инвесторы не подкинут капитал. Ну а если всё же подкинут — готовьтесь к разводнению.

С производством не заладилось - зато каких инфлюэнсеров привлек пиар-отдел!
Есть еще призрачный шанс на то, что получится прокредитоваться по государственной программе развития электротранспорта — но, объективно, на эти кредиты и так слишком много желающих. В числе которых — матёрые лоббисты из «Форда», «General Motors» и «Stellantis».

В своё время я критиковал российский стартап ”Zetta”, который пытается клепать кустарные электромобильчики. Кустарное производство было выбрано потому, что команда
даже и помыслить не могла о том, что можно иметь в распоряжении адекватные деньги. Так вот, ребята пытались развернуться, потратив 8 млн. долларов.

Казалось бы, совершенно разный масштаб, совершенно разный размах мысли - но между "Зеттой" и ”Lordstown Motors” всплывают весьма забавные параллели. Например, оба стартапа планировали использовать мотор-колеса. Когда с деньгами стало туговато, "Зетта" перестала платить зарплаты рабочим, а ”Lordstown Motors” - налоги в казну.


Ну и финал обоих проектов уже вполне предсказуем. Несмотря на разницу в стартовых условиях. И разницу эту не спишешь на дороговизну американской жизни. «Тесле» в начале ее истории хватило 60 млн. долларов, чтобы начать производить «Родстер», без всякой кустарщины. И когда начинала «Тесла», никакой электромобильной индустрии не существовало: с компонентами было значительно сложнее, а сами они — дороже.

Так что пролюбить 675 млн. долларов, получив на выходе полтора прототипа — это немалое достижение. И это, повторюсь, был один из более «перспективных» стартапов. Уровень менеджмента в менее перспективных даже представлять себе страшно. Но если возник спрос (на электромобильные истории) — всегда появится и предложение. С красивой обёрткой. Только истории будут с плохим концом.

Мораль этой истории, специально для Германа Оскаровича: если ты инвестируешь в новое направление, только следуя хайпу — жди разочарований. Даже если речь о США, с их сильной культурой менеджмента и доступностью капитала. Если же речь о нашем медвежьем угле, с попилами и некомпетентностью — жди полного провала.

_______________________________________________________________
Друзья, я начал вести канал в Телеграм: Экономика знаний. Подписывайтесь!
Tags: бизнес, венчурные инвестиции, транспорт, финансы
Subscribe

  • ИИ, общество, политика

    Продолжаем знакомиться с отчетом о состоянии дел в области искусственного интеллекта ”AI100”. Один из разделов публикации посвящен…

  • Кризис недопроизводства - 2: борьба за климат

    Никогда такого не было — и вот опять! В Китае нарастает очередной рукотворный энергетический кризис. На этот раз к традиционным…

  • Дерзкие иллюзии

    Новая модель «Теслы» за $ 25 000 – звучит очень заманчиво. Но то, как этот автомобиль сейчас обсуждается на уровне…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 19 comments

  • ИИ, общество, политика

    Продолжаем знакомиться с отчетом о состоянии дел в области искусственного интеллекта ”AI100”. Один из разделов публикации посвящен…

  • Кризис недопроизводства - 2: борьба за климат

    Никогда такого не было — и вот опять! В Китае нарастает очередной рукотворный энергетический кризис. На этот раз к традиционным…

  • Дерзкие иллюзии

    Новая модель «Теслы» за $ 25 000 – звучит очень заманчиво. Но то, как этот автомобиль сейчас обсуждается на уровне…