giovanni1313 (giovanni1313) wrote,
giovanni1313
giovanni1313

Category:

2 цента за юную душу

Интересны ли вашим детям-подросткам алкоголь, сигареты или вэйпинг? Не факт, что вы знаете это наверняка. А вот «Фэйсбук» знает эту информацию. Австралийская общественная организация «Reset Australia» решила посмотреть изнутри на те данные, что удаётся собрать соцсети о своих пользователях в возрасте 13-17 лет. Результаты оказались скандальными.

Причем добыть информацию оказалось очень просто. Нужно было всего лишь воспользоваться инструментами таргетирования, которые соцсеть даёт всем рекламодателям. И пожалуйста - «Фэйсбук» предложил показать рекламу 52 тыс. австралийским подросткам, заинтересованных в спиртных напитках, 14 тыс. подросткам, увлекающимся азартными играми, и «менее 1000», интересующимся сигаретами, обычными или электронными.


В числе других тем могут быть выбраны также «экстремальная потеря веса» (очевидно, речь о проблеме анорексии), фаст-фуд, журнал "Playboy" и онлайн-знакомства.

Общественники пошли дальше и в порядке эксперимента создали несколько рекламных баннеров. Несовершеннолетним азартным игрокам предложили «Выигрывай призы! / Испытай свою удачу». Неравнодушным к алкоголю - «Рецепт коктейля / Понадобится только то, что можно найти у твоих родичей в мини-баре». Девочкам, нацеленным на онлайн-знакомства - «Найди своего джентельмена прямо сейчас <эмодзи мешочка с деньгами>». И что самое веселое, все перечисленные баннеры прошли модерацию.

Разумеется, когда общественники опубликовали свои находки, поднялся хай до небес. Дети всё-таки. И темы очень серьезные, от которых полно проблем и без всякого дополнительного рекламного промоушна. Но вся дискуссия свелась к тому, что показывать такую рекламу детям — неэтично.

Безусловно, детям нужно больше защиты, чем взрослым. Но почему эксплуатация психологических зависимостей и склонение к асоциальному поведению сразу считается нормой, как только человеку исполняется 18?

Это не новая проблема. Но цифровые средства маркетинга, сопряженные с майнингом пользовательских данных, делают эту эксплуатацию на порядок более эффективной. И это очень серьезно усугубляет положение эксплуатируемых. Нас с вами.


Эта проблема не ограничивается вредными привычками или наклонностями. Любую человеческую привязанность или особенность характера можно эксплуатировать. Раньше эта потенциальная возможность не имела особого значения, поскольку был неизвестен ответ на вопрос: «как именно?».

Сейчас обилие данных, персонализация и доступность аудитории (пресловутая жизнь каждого «в онлайн», на расстоянии пары кликов) дают приблизиться к ответу на этот вопрос. Выросшая эффективность цифрового маркетинга — это выросшая эффективность метода проб и ошибок в поисках этого ответа.

Такая ситуация для человеческого общества уникальна. Никогда ранее не существовало инструментов эксплуатации подобной силы, гибкости, незаметности и масштабируемости. Несомненно, эти инструменты будут приняты на вооружение. Что будет означать существенные перемены в схеме функционирования нашего общества.

Всё, что интернет-корпорация узнаёт о тебе, может быть использовано против тебя. Эта информация будет продана любому, кто готов за нее платить. Сейчас за нее готовы платить исключительно рекламодатели — будь то коммерческие фирмы или же координаторы политических кампаний. Маловероятно, что это положение изменится в будущем.


Но кто платит — тот и заказывает музыку. Рынок постепенно формирует из соц. сетей инструменты эксплутации, обслуживающие интересы рекламодателей. Более того, это самоподдерживающийся процесс: деньги для оплаты рекламодатели получают за счет ренты от эксплуатации пользователей.

Однако это не единственный возможный итог майнинга пользовательских данных. Персонализированный маркетинг хорошо монетизируется — но каждый из нас знает, что есть вещи, которые ценнее любых денег. Например, родителям очень важно знать, не пристрастился ли их сын к курению или онлайн-казино. И насколько их дочь-подросток озабочена своей фигурой. В конце концов, если это знают рекламодатели, заплатившие за контакт 2 цента, почему это не могут знать сами родители?

Впрочем, здесь тоже всё непросто. У подростка тоже есть право на тайну личной жизни — какие бы проблемы в этой жизни ни появлялись. Эксплуатировать-то эти проблемы можно и анонимно, чем пользуются сейчас рекламодатели. А вот решить их получится только личными отношениями…

Решение непросто, и знание о проблеме — лишь первый шаг на этом пути. Но это уже совсем не моя тема. Важно, что подобные пользовательские данные имеют ценность не только для эксплуататоров, но и для нас с вами. Для всего общества. Всё, что интернет-корпорация узнаёт о тебе, может быть использовано для твоей пользы.

Пока 2 цента за контакт для интернет-корпораций перевешивают пользу для общества (привет, капитализм!) — эксплуатация будет продолжаться. Если мы хотим развернуть ситуацию — нам всем, обществу, стоит повысить ставки в этой игре.
Tags: ТНК, бизнес, интернет, социодинамика, технологии
Subscribe

  • Кто придумает будущее?

    «...Но если потребители, инвесторы и остальные ослеплены блеском новых технологий или отмахиваются от хайпа и не могут увидеть картину…

  • Глобализация: новый рывок

    «Никогда не позволяй хорошему кризису пройти впустую!» Это прагматичное английское выражение может оказаться справедливым и для…

  • Суверенное развитие и его издержки

    Очередной госпроект развития электротранспорта в России разделяет электромобили на 2 сорта, по национальному признаку. Электромобилям…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 8 comments