giovanni1313 (giovanni1313) wrote,
giovanni1313
giovanni1313

Category:

"Tesla" живёт на пособия? Разбираемся!

Успехи «Теслы» не дают покоя недоброжелателям. Критики постоянно ищут поводы для придирок, и одной из часто звучащих тем являются претензии по поводу государственных субсидий, которые получает компания Илона Маска. Якобы «Тесла» выживает исключительно благодаря помощи государства — а это нечестно по отношению к другим автопроизводителям.

Пользователь @jpr007 (Twitter) подсчитал фактические объёмы государственного финансирования, а портал CleanTechnica добавил свои комментарии. Давайте посмотрим, что у них получилось.

Если говорить о крупных американских программах поддержки автопрома, стоит выделить Advanced Technology Vehicles Manufacturing Loan Program (ATVM). Это было кредитование в обмен на обязательства по повышению топливной эффективности. 8,4 млрд. долларов было роздано в кризисные 2009-2011 годы.

Почти 6 млрд. из них получил «Форд». 1,4 млрд. - «Ниссан». «Тесла» - 465 млн. долларов. Четвертый получатель, «Фискер» - 192 млн.

Судьба этих кредитов была очень разной. Вообще выплачивать их полагалось до 2023 года. «Форд» до сих пор придерживается такого графика платежей. «Фискеру» кредит не помог: компания быстро обанкротилась (это говорит о том, что даже государственная помощь не является гарантией выживания). Государству удалось получить с банкрота назад лишь 53 млн. долларов.

Сразу видно, куда пошли деньги...

«Ниссан» погасил этот кредит в 2017. Наконец, «Тесла» вернула государству деньги с процентами первой — в 2013 году. На фоне других — более чем достойно.

Но масштаб ATVM меркнет по сравнению с деньгами, которые правительства США и Канады вкачали в «Дженерал Моторс» и «Крайслер». На спасение этих автопроизводителей от ликвидации ушло в общей сложности 85 млрд. долларов налогоплательщиков. В 2011-2013 правительство завершило реструктуризацию этих компаний и вышло из их капитала, безвозвратно потеряв на этом около 12 млрд. долларов.

Вот так выглядят общие объемы государственного субсидирования. Цифры для «Крайслера» и «Дженерал Моторс» на этом графике выглядят скромнее озвученных выше, так как не учтены деньги канадского правительства, помощь аффилированным с ними компаниям и, возможно, некоторые связанные с реструктуризацией схемы. «Форд» получил немало денег и вне рамок ATVM.

Как видим, в абсолютном масштабе «Тесла» едва заметна на фоне других получателей государственной помощи. Но стоит помнить про то, что и размер этих компаний отличается. «Дженерал Моторс» и «Форд» за эти годы выпустили гораздо больше автомобилей.

Поэтому стоит сравнить государственные субсидии с объемами продаж автопроизводителей. Сколько бюджетных денег приходится на одно авто? Период сравнения — с 2009 года, когда «Тесла» начала получать зафиксированные суммы субсидий.

Для большей наглядности пришлось убрать «Фискер» - а то получилось, что государство выложило за одну проданную машину в два раза больше, чем её покупатель. Итак, теперь «Тесла» выглядит уже не совсем выигрышно на фоне крупных автопроизводителей. Государство «спонсировало» более 2 тысяч долларов на каждую выпущенную «Теслу». Местным автогигантам досталось 500-600 долларов на авто. «Ниссан» в расчетах выглядит скромнее всех — но у него меньше локализация производства в США, так что в итоге это справедливо.

В защиту Илона Маска надо сказать, что, во-первых, он выпускает более дорогие машины, чем конкуренты. По отношению к выручке объём субсидий составляет менее 3%. Сумма слишком ничтожная, чтобы на нее «прожить».

Во-вторых, помимо производства автомобилей, «Тесла» занимается солнечными батареями и стационарными батареями для хранения электроэнергии. Эти сегменты бизнеса не так велики по сравнению с основным направлением. Но стоит подразумевать, что общий объем субсидий мог пойти не только в автомобили.

Во-третьих, и в главных, история «Теслы» - это история роста. С 2009 года объём производства компании увеличился более чем в 200 раз. И рост продолжается. Та помощь, которую он получил от государства, пошла в том числе и на феноменальное расширение компании. А вот конкурентам всё «не впрок»: их объёмы продаж остаются стабильными.


Другими словами, Маск еще не успел реализовать полный потенциал от полученных средств. Наш анализ был обращен в прошлое — а надо не забывать и о будущем. Если «Тесла» продолжит свой рост, эта относительная разница в субсидиях постепенно сойдёт на нет.

Однако есть еще и такая штука, как регуляторные кредиты. Правительства некоторых стран и американских штатов привязывают их к выбросам СО2 новых автомобилей. По итогам года, если автопроизводитель не выполняет план по снижению выбросов, на него будут наложены санкции. Но есть лазейка: кредиты можно продавать и покупать. И «Тесла», производящая исключительно электромобили, получает хорошие деньги за «излишек» регуляторных кредитов.

Так вот, в приведенных выше суммах регуляторные кредиты не учтены. CleanTechnica утверждает, что это не субсидии — и тут она не права. Если быть точным, это не государственные субсидии, но тем не менее одна из форм субсидирования. Государство переложило бремя субсидирования на плечи других автопроизводителей — тех, кто не хочет внедрять более прогрессивную технологию.

Ничего плохого в таких субсидиях нет: государство таким образом пытается бороться с загрязнением воздуха выхлопными газами и глобальным потеплением. Но посчитать их тоже стоит, раз уж мы взялись разобрать тему ««Тесла» живет за чужой счет».


За 1 полугодие 2020 «Тесла» получила от продажи регуляторных кредитов уже больше, чем за весь прошлый год: 782 млн. долларов. В общей сложности компания Илона Маска выручила за кредиты 3,1 млрд. долларов — больше, чем составила государственная поддержка (тем более часть из нее была на возвратных условиях).

Итого, «чужие деньги» составили примерно 6% от выручки «Теслы». Полагаю, что это по-прежнему слишком мало, чтобы обвинять компанию в чрезмерной зависимости от субсидий. По крайней мере, конкуренты тоже немало получили от государства. А вот новые технологии они развивали очень неохотно.
Tags: онолитека, транспорт, финансы
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 14 comments