giovanni1313 (giovanni1313) wrote,
giovanni1313
giovanni1313

Category:

Ставка на риск


26 сентября компания «Тесла Моторс» выпустила большое программное обновление для своих машин - Version 10.0. Помимо новых развлекательных опций во встроенном мультимедиа и некоторых других апгрейдов, владельцам авто стала доступна уникальная возможность: из приложения в смартфоне стало можно «подзывать» управляемую автопилотом «Теслу» со стоянки поближе к себе.

Функция получила название «Smart Summon». «Это превосходная опция, когда у Вас переполненная товарами тележка из супермаркета, когда Вы заняты капризным ребенком или просто не хотите идти к машине под дождем», - объявляет официальный блог «Теслы». «Smart Summon» работает на расстоянии до 60 метров, при этом автомобиль должен быть в прямой видимости.

Твиттер «Теслы» и вовсе соблазняет беспечной лёгкостью пользования функцией:

«Где Вы припарковали свою «Теслу»?
Но, всё же, какая разница?
Наша функция «Smart Summon» значит, что это Ваша машина забирает *Вас* с парковки».



В первые же дни после обновления стало понятно, что время для беспечной лёгкости еще не пришло. Владельцы «Теслы» стали выкладывать в соцсети ролики и посты, в которых новая беспилотная функция ведет себя странно, выбирает нелогичные маршруты с «крюками», «подвисает», стопоря сквозное движение, а то и становится источником серьезных аварийных ситуаций.

Вот относительно безобидная неспособность пройти простой поворот с препятствиями по бокам, который не вызвал бы проблем даже у вчерашнего выпускника автошколы:



Пока еще безобидные неспешные маневры, блокирующие движение других машин:


Обидное для владельца решение «Теслы» расцарапать себе бок о гаражные ворота:


ДТП с участием другой машины:
Здесь у «Теслы» был безусловный приоритет в движении. Но, как справедливо отмечает Джейсон Торчински с Jalopnik.com, будь за рулем «Теслы» водитель, аварии скорее всего не случилось. Такой выезд задом со стоянки — самое обычное явление, и в этой ситуации принято как минимум притормозить и дать сигнал, а не таранить другую машину.

А вот на этом видео приоритета у «Теслы», по мнению Торчински и обсуждавших ролик американцев, не было:

Думаю, уже понятно, что открытый публике «Smart Summon», мягко говоря, «сыроват». И владельцы «Тесл» должны бдительно следить за слишком часто возникающими косяками автопилота. Это требование сама компания не скрывает (хотя и не делает на него большого акцента — так, как с рекламированием легкости и удобства функции). «Вы всё равно полностью отвечаете за свою машину и должны следить за ней и ее окружением всё время», - написано в документации к апдейту.

И тут кроется большая проблема. Когда такие же требования «всё время следить за окружением» предъявляются к водителю во время работы продвинутого круиз-контроля на шоссе, человек находится в водительском кресле, с мгновенным и полным доступом к органам управления машиной. Более того, водитель имеет достаточный опыт вождения в «ручном» режиме, чтобы в случае нештатной ситуации моментально сориентироваться и предпринять нужные действия.

Здесь же владелец находится на расстоянии десятков метров от машины. Из органов управления — виртуальная кнопка на экране смартфона, которую нужно держать нажатой, чтобы машина продолжила движение, и отпустить для быстрой остановки, если что-то пойдет не так. То есть, во-первых, «полностью ответственный» владелец не имеет даже минимального набора средств управления машиной, чтобы предотвратить аварийную ситуацию. Во-вторых и в главных, опыт «контроля за окружением» машины в таком «удаленном» режиме у владельца практически отсутствует. Ему не обучают в автошколах, после экзаменов ему тоже взяться неоткуда. А ведь именно опыт является ключевым фактором, снижающим риск аварий.


Низкая скорость передвижения машин во время «Smart Summon» - из видео ее можно оценить в 5-10 км/ч — по мнению автопроизводителя, должна смягчить эти риски, а также тяжесть аварий. Но уже сейчас очевидно, что это не решает всех проблем. Впрочем, видит ли сама «Тесла» проблему со своим «Smart Summon»? Не факт. Ведь свой релиз автомобильного ПО Version 10.0 она официально обозначила как «бета-версию». А значит, некорректная работа, баги, подвисания, тараны гаражных ворот и других машин — это в какой-то степени нормально. Так?

В области разработки программного обеспечения такой подход считается обычным делом. Но не в области автотранспорта. Движущиеся по людным местам полуторатонные агргегаты — совсем не то же самое, что строчки кода. «Бета-тестирование» беспилотных машин (а «Тесла» в режиме «Smart Summon» - это беспилотная машина) достаточно плотно регулируется официальными ведомствами, которые курируют безопасность дорожного движения и автомобильный трафик.

Свои разработки в сфере автономного автотранспорта ведут уже десятки компаний, поэтому правила и процессы уже более-менее обкатаны. В частности, программы тестирования беспилотных машин всегда строго ограничены по размеру участвующего автопарка и области, где ему позволено ездить. В абсолютном большинстве беспилотников за рулем сидит человек, дублирующий автопилота и готовый быстро перехватить управление.


Хорошо, низкая скорость позволяет отказаться от «дублера» в салоне, тем более были прецеденты полностью беспилотного движения с обычными городскими скоростями. Но ведь единственная цель тестирования — улучшить характеристики технологии. Для этой цели в рамках тестирования ведется интенсивный сбор данных и последующий анализ всех ошибочных действий автопилота. Да, и в этих программах тоже случались и случаются аварии, но каждая из них в итоге используется как материал для улучшения технологии автономии.

Пока нет никаких свидетельств в пользу того, что аварии и просто казусы «Smart Summon» подвергаются столь же тщательному анализу и в итоге шли бы на пользу технологии. Ограниченный парк тестируемых беспилотников — это еще и следствие того, что данные о каждом пройденном машино-километре нужно обрабатывать, на что нужны вычислительные и человеческие ресурсы. Число «Тесл» с продвинутым автопилотом, для которых доступна функция «Smart Summon», может достигать 100 тыс. - в 150 раз больше, чем у ”Waymo”, обладающей одним из крупнейших в мире автопарков беспилотников. А финансовые возможности «Теслы» весьма и весьма ограничены.

Ради чего тогда запускать «бета-тестирование» на десятках тысяч живых людей, большинство из которых смутно понимают ограничения новой технологии? Самый вероятный ответ — компания склонна закрывать глаза на имеющиеся риски. Ведь «Smart Summon» - действительно революционная функция, которой у конкурентов «Теслы» не появится еще несколько лет. И она действительно удобна — всё же видео выше представляют собой скорее исключения, чем правило, и система в большинстве случаев работает как полагается.

Но если закрывать глаза на риски, они от этого никуда не исчезнут. ДТП со смертельным исходом, случившееся в прошлом году с беспилотником «Юбер», стало сверхгромким событием, надолго бросившим тень на всю нарождающуюся сферу автономного транспорта. Как долго нам ждать момента, когда под колеса безлюдной «Теслы» на какой-нибудь парковке не попадёт человек? Особенно мне тревожно за маленьких детей. Сеть облетели фотки гольф-кара, в который чуть не врезалась пропустившая его «мимо радаров» «Тесла». Что еще не могут увидеть ее сенсоры и не окажется ли для кого-нибудь этот недостаток фатальным?


По большому счету, ответ на последний вопрос находится в руках регулирующих ведомств. В Америке это NTHSA и NTSB; если апдейт ПО затронул и машины на других рынках — то их аналоги в соответствующих странах. Пока официальных комментариев от них по поводу новой функции не поступало. А они были бы нелишними.

Будь на месте «Теслы» традиционный автопроизводитель, я бы предположил, что компания предварительно провела исчерпывающие консультации с юристами, специализирующимися на автотранспортном законодательстве, и профильными чиновниками. Но Илон Маск известен своими волюнтаристскими решениями, порой на грани фола. Вполне вероятно, что «Тесла» берет инициативу на себя, самостоятельно утверждая рамки возможного и принуждая регуляторов признать нововведение де-факто.

Проблема с таким агрессивным подходом в том, что он не считается с главной ролью регулирующих ведомств — контролировать уровень риска. Ни сам автопроизводитель, ни владельцы авто, на которых он возлагает всю ответственность, не способны адекватно справиться с этой ролью.

Эта ситуация обнажает и вину самих регуляторов. До сих пор в большинстве стран мира не существует четкого законодательного поля, описывающего «правила игры» в области массовых, доступных потребителю технологии автономии. Что именно считать беспилотной ездой, каковы требования и ограничения по доступу к этому режиму (режимам), в каких именно условиях они могут использоваться, наконец, как распределяется ответственность в случае причинения ущерба.

По большому счету, «Тесла» действует в правовом вакууме и формально никаких законов не нарушает. Но потребность в правовом поле для автономных машин уже назрела и перезрела. Ряд крупных автопроизводителей и технологических компаний - «Хонда», «Тойота», «Рено-Ниссан-Мицубиси» и другие — объявили о том, что в 2020 году будут готовы к запуску авто с 4-ым уровнем автоматизации по классификации SAE. Этот уровень означает, что машина не требует пилотирования, за исключением отдельных участков дорожной сети и некоторых условий окружающей среды.

Другими словами, разработку правовой базы нужно было начинать несколько лет назад и заканчивать вчера, чтобы сегодня уже применять ее по отношению к функциям вроде «Smart Summon», а в следующем году — массово сертифицировать по ней модели с продвинутыми возможностями автономии.

Но такой базы до сих пор нет. Более того, неизвестно, когда она появится и тем более неизвестно, на каких основополагающих принципах она будет строиться. Всё это имеет отношение не только к «Тесле», но и ко всей сфере автономных автомобилей — сверхперспективному и не такому далекому будущему транспорта.

Этот правовой вакуум сильно затрудняет коммерциализацию разработок, внося слишком много неопределенности. А главное — он провоцирует излишние риски. Небезопасный, по сути нерегулируемый режим «Smart Summon» - это плод отсталости и некомпетентности официальных органов власти.

Возможно, бюрократов заставит побыстрее шевелиться финансовый бизнес. С точки зрения страховщиков, небезопасная работа «Smart Summon» приводит ко вполне конкретным денежным потерям. Кто виновен в расцарапанном о гаражные ворота кузове: владелец авто или же автопроизводитель, загрузивший в машину криво работающий алгоритм движения? Я не специалист по праву в этой сфере, но мне кажется, что здесь есть пространство для боданий юридических департаментов «Теслы» и страховых компаний. Несмотря на отказ от ответственности, в условиях правовой «серой зоны» «Тесла» может получить судебные прецеденты совсем не в свою пользу.

Будет ли компания Илона Маска финансово наказана за рискованные шаги — это далеко не самый главный вопрос. Меня больше всего беспокоит другой момент. Посмотрите еще раз на эти неуклюжие, порой просто опасные маневры с черепашьей скоростью. Это сентябрь 2019 года.

А три года назад Маск публично пообещал, что до конца 2017 электромобиль его компании проедет через всю Америку, от одного побережья до другого, без вмешательства человека. Полгода назад он заявил, что в 2020 просторы США будет бороздить миллион автономных роботакси «Тесла».


Как — объясните мне, как? — человек, который видел, как реально ведут себя его автомобили в автономном режиме и что они могут, который располагает всей полнотой информации о состоянии своих беспилотных разработок, может обещать такие бесконечно далекие от реальности вещи? За кого он принимает нас? И кем он считает себя?

И для контраста — слова Джилла Пратта, директора Toyota Research Institute: «Ни у кого из нас нет и малейшей идеи о том, когда появится полная автономия… Всё это время мы старались приглушить хайп и дать людям понять, насколько это сложно».

Что ж, хайп. Кто-то пытается его приглушить. А кто-то зарабатывает на нем медиа-внимание. Статус живой иконы.

Пока хайп живет в медиа-мире, можно не придавать этому большое значение. В конце концов, так уж устроен медиа-мир — он не может без хайпа. Но хайп выплескивается в реальную жизнь, на парковки и улицы. Где и без всякого хайпа каждый день под колесами машин гибнут и калечатся тысячи людей.

Смелость всегда была одним из отличительных качеств компании «Тесла». Илон Маск часто шел на большой риск — и многое ему удавалось. Однако сейчас в зоне риска — человеческие жизни. Маск полон решимости дать людям технологии автономного вождения как можно скорее. Пока скорости — и ставки — невелики. Но хватит ли у него терпения воздержаться от красивых побед, если технологии будут еще не готовы обеспечивать привычный уровень безопасности?

Смелость не должна перерастать в безрассудство. Иначе беспечное удобство может обернуться трагедией.
Tags: #model3, #tesla, инновации, онолитека, роботизация, технологии, транспорт
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 16 comments