?

Log in

No account? Create an account
Previous Entry Share Next Entry
Fight fire with fire!
giovanni1313

В очередной статье из серии «Экономика протеста» Александр Зотин рассказывает, как алгоритмы подчиняют себе людей. Ярким примером является бизнес компании Uber. Миллионы водителей, работающих на эту компанию, официально не трудоустроены в Uber и потому исключены из традиционной системы социальных гарантий для занятых. На них не распространяются принципы трудового права, они лишены тех достижений welfare state, которые полвека назад считались большим завоеванием западных демократий.

Но почему так получается? Почему новые компании-платформы цифровой экономики, "gig economy", рассматривают рабочую силу исключительно как ресурс, подлежащий безжалостной оптимизации? Почему внедрение алгоритмов ведет к ухудшению социального положения работников?

Самый простой ответ — потому что технологический прогресс уменьшает ценность человеческого труда. Но в таком упрощенном представлении теряется важный нюанс. Труд всегда был не только фактором производства, но и важнейшим источником дохода, на который приобретаются продукты производства. Это центральный механизм «вечного двигателя» экономики. И, какие бы кратко- и долгосрочные факторы на него ни воздействовали, этот механизм должен работать без сбоев — иначе под угрозой оказывается вся экономическая система. Именно поэтому последнее столетие ценность труда активно корректировалась государством: минимальные зарплаты, продолжительность рабочего дня, условия пенсионных выплат и многое другое.

Поэтому еще один ответ на поставленные выше вопросы — потому что государство позволяет подобное отношение к работникам. На руку корпорациям играет быстротечность изменений в цифровой экономике: неповоротливые бюрократы не успевают реагировать на появление всё новых и новых схем, позволяющих «обойти» требования welfare state. Но дело не только в инертности доцифровых демократий. Волна либерализации рынков, развернувшаяся в последние десятилетия 20-го века, уже изменила образ мыслей чиновничества, и происходящее воспринимается государством как «новая нормальность». Идеалы welfare state со времен Линдона Джонсона успели сильно потускнеть...


Но есть еще одно объяснение, помимо «технологического» и «патерналистского». Объяснение, которое исходит из конкретной сути бизнес-процессов новых корпораций. Старые бизнес-процессы основывались на взаимодействии иерархических структур, состоящих из людей, на неформальные коммуникации между ними. В этой неформальности крылись возможности для возникновения альтернативных мнений и повесток, для организации сопротивления навязываемых сверху корпоративным практикам.

Новые бизнес-процессы алгоритмизируются. Люди постепенно исключаются из коммуникативных цепочек. Алгоритмизированный контроль становится гораздо более жестким. Всё это убирает возможности для организации массового сопротивления.

Алгоритм подчиняет людей просто потому, что именно с этой целью он и был создан. Ультимативная цель корпорации — обеспечить абсолютный контроль над бизнес-процессами. Планируемая замена водителей на такси c автономным управлением, когда такая технология будет готова, - закономерное следствие этого.


Рабочую силу рассматривают как ресурс, подлежащий оптимизации, до тех пор, пока она слаба и не может сопротивляться возрастающему давлению корпораций. Это неравенство сил между цифровой экономикой и доцифровым гражданским обществом. Экономика уже создает алгоритмы, усиливающие контроль за работниками. Гражданское общество пока не создало эффективных цифровых платформ, позволяющих организовать сопротивление — а также встречный контроль над корпорациями и государством.

До тех пор, пока этот дисбаланс в сфере алгоритмов не будет устранен, социальное положение работников будет деградировать дальше. Существует слабая надежда на государство — но оно и само будет не прочь воспользоваться плодами цифрового неравенства. Если же подобные инструменты, работающие на гражданское общество, так и не будут созданы, ситуация может завершиться масштабным экономическим, социальным и политическим кризисом.

Возможно, избежать его так и не удастся. Сегодняшняя ситуация возникла потому, что корпорации имеют гораздо более сильную мотивацию к ужесточению контроля и, соответственно, росту прибыли. Очевидно, что гражданское общество намного равнодушнее относится к совершенствованию эффективности собственных механизмов. И даже ощутимое ухудшение благосостояния пока никак не подтолкнуло общество к нужным шагам. Кризис, безусловно, такой мощный толчок даст - но тогда надо будет постараться, чтобы удержаться на ногах...

  • 1
Спасибо, прочел с большим интересом )))

Юбер сократил барьер на вход, гораздо больше таксистов стали зарабатывать чем раньше.
Потребители тоже выиграли.

А почему вы считает что "обычные" таксисты лучше защищены? По факту большинство из находятся на полу-рабских условиях у таксистких компаниях. Да и в Убер никого насильно не сгоняют. Раз люди там работают, значит они видят в этом смысл.

если предположить, что все таксистские компании уходят с рынка и водилы остаются на самообеспечении, что естественно выгодно для них, кто будет платить пенсии водилам,медицинскую помощь и соцобеспечение при инвалидности. государство то с какого рожна должно нести риски "передовых технологий"

А почему вы по умолчанию предполагаете что Убер таксисты не платят налоги? В Канаде и США (и в Евросоюзе наверное) все платежи им идут через банк и от налогов особенно не скроешься. Пенсия же накопительная, так что сколько отложат, столько и будут иметь на старость.

Ну давайте по Нью-Йорку посмотрим, насколько "больше" стали зарабатывать:

A 2017 Independent Drivers Guild (IDG) survey of New York City Drivers found that:

73% of workers who had been in the industry for at least a year reported their financial well being was worse now than had been previously.

85% of Drivers work at least 30 hours per week and nearly two thirds drive at least 45 hours per week.

57% identified their household income as less than $50,000/year. 22% of respondents reported household earnings of less than $30,000 per year.

А вот данные по США:
In the new analysis, the researcher reported the higher median profit of $8.55 an hour. The study, which factored in insurance, maintenance, repairs, fuel and other costs, also said that for 54% of drivers, the profit is less than the minimum wage in their states and that 8% of drivers are losing money on the job.

Теперь, я думаю, понятно, почему 96% "выигравших" юбер-таксистов бросают этот "бизнес" в первом же году после начала работы с платформой.

Суть Убера как раз в том и состоит, что водители по сути это предприниматели. Кто хотел большой малый бизнес? Мы же не обвиняем ЖЖ в том что он не платит фиксированную з/п блогерам, а Букинг.ком, что он не компенсирует не выкупленные номера в мини - отелях.

Оф: К.Рогофф про большие проблемы технологических гигантов. По ходу там есть еще одна мысль, которая как то обошла умы российских экономистов.

https://www.project-syndicate.org/commentary/regulating-big-tech-companies-by-kenneth-rogoff-2018-07

(чет ссылка нормально не вставляется)
о том, что весь этот грандиозный по своим масштабам бум технологических компаний не привел к серьезной сдвижке в производительности труда за ее пределами.

Нет, это нельзя назвать предпринимательством, исходя из общепринятых определений. Коммерческий блоггинг и тем более мини-отели гораздо ближе к этим определениям.

Суть не в этом разделении, а в достигнутой системе социальных гарантий и поддержки, которую бизнес Юбера стремится разрушить. Если бы повальное увлечение настоящим предпринимательством привело бы к таким же эффектам, это тоже являлось бы поводом для тревоги.

>Волна либерализации рынков, развернувшаяся в последние десятилетия 20-го века

а это связано с распадом СССР и исчезновением противовеса в виде соцлагеря или причины либерализации лежат внутри рынков?

Я думаю, определенный вклад от этого есть. Но началась волна раньше, с Рэйгана и Тэтчер.

Такие вещи, как :
1) Такси,
2) Телефонная связь,
3) Поисковые системы,
с необходимостью рано или поздно монополизируются, просто по физике процесса. И если государство при этом их не регулирует, монополисты задирают цены и поучают сверхприбыли. Так происходит сейчас с такси (Яндекс берёт 30% (!!!) комиссии с заказа (таксист, исполняющий этот заказ, получает меньше)), так происходит сейчас с Яндексом (как поисковой системой) в России и Гуглом в остальном мире. Сотовые компании пока не смогли договориться, и связь у нас пока очень дешёвая, но ... договорятся, я думаю.

Последнее они уже исправляют.

человек протирающий штаны на "рабочем месте" с 8 до 6 это огромная растрата как трудовых ресурсов так и времени людей. микро-работы это будущее. следующее разделение труда.

"защита" гос-ства это медвежья услуга. как крепостное право и кастовая система эти ограничения на движение рабсилы скоро уйдут в прошлое, по крайней мере в тех странах которые не откажутся от развития.

Edited at 2018-07-10 06:24 am (UTC)

Микро-работы -- это что?
Я ставлю на крепостное право, оно как то более вероятно.

мелкие задачи распределяемые через интернет
https://en.wikipedia.org/wiki/Microwork

Следующее разделение труда оставит людей без работы :) Или Вы скептически смотрите на перспективы ИИ?

То есть оплачиваемые больничные, страховка от инвалидности и декретные по рождению ребенка - это неправильно?

всякие страховки (в т.ч. пенсия) это правильно
и в перспективе безусловный доход

"корпорации имеют гораздо более сильную мотивацию к ужесточению контроля и, соответственно, росту прибыли"

С одной стороны рост прибылей корпораций - это рост неравенства, но с другой стороны - это концентрация ресурсов, необходимая для прорывных проектов. Первой ласточкой тут стали Маск и Безос. Когда количество денег переходит в качество, яхта на 10 метров длиннее уже не радует, сожрать и выпить больше, чем на определенную сумму, уже невозможно, потому что нету в мире столь дорогой еды и вина. Роскошь становится немодной, а модной становится наука и Марс.

Про Марс тока художественный свист, если вы Маска тут имели в виду.

Да-да, разумеется, Маск мошенник и шарлатан, скоро вообще разорится и вылетит в трубу.

Расскажите свой скепсис тем 30 топам, уволившимся из Теслы за последний год или даже менее. Про его СпесИкс не знаю деталей, не той публичности компания.

Крысы бегут с корабля, значит Тесле точно кранты. Чуть-чуть совсем осталось. Запасаемся поп-корном и ждем, АвтоВАЗ уже на низком старте готов занять освободившуюся нишу.

Без автоваза дискуссия не идет никак. Упоминание его автоматом продлевает жизнь Тесле и ведет к росту ее акций.

Так, и сколько прибыли заработали Маск и Безос за свою карьеру? :) По сравнению с каким-нибудь Cечиным? :)

В комментария полный набор - и социал-дарвинисты, и анкапы - все...

  • 1