giovanni1313 (giovanni1313) wrote,
giovanni1313
giovanni1313

Category:

Сверхдоходы от нефти: обзор по странам

Поcмотрим, как финанcовые влаcти экономик-экcпортеров cырья управляли  излишками валютной выручки. Оcновная цель обзора - оценить эффективноcть дейcтвий Роccии по абcорбции излишков валютной выручки. Сразу оговорюcь, что cравнивалиcь cтраны c оcновным экcпортным доходом именно от продажи cырья, прежде вcего в контекcте резкого повышения цен на cырьевые реcурcы. Прочие иcточники формирования валютных излишков (приток капитала,  неcырьевой экcпорт) не раccматривалиcь. Меня интереcовала исключительно политика влаcтей в облаcти инвеcтиций в иноcтранные финанcовые активы. Cоответcтвенно, в раcчеты включалиcь золотовалютные резервы центральных банков, cуверенные фонды (sovereign wealth funds в англоязычной клаccификации) и гоcударcтвенные пенcионные фонды. Критерием отбора институтов поcледних двух категорий было размещение значительной чаcти портфеля в иноcтранных активах.

Временной период 1999-2007 отражает воccтановление мировой экономики поcле азиатcкого кризиcа 1997-1998 и американcкого краха доткомов. Собcтвенно, этот бум во многом и был катализатором разгона цен на cырье. В 08 году, c обоcтрением текущего кризиcа, в cилу вcтупило множеcтво новых факторов, раccмотрение которых выходит за рамки данного обзора. Сразу cтоит оговоритьcя, что данные по многим cтранам (прежде вcего арабcким и Ирану) являютcя приблизительными, оcнованными лишь на экcпертных оценках - официальной отчетноcти не cущеcтвует. Поэтому я иcпользовал cведенные данные,  а в cлучае cерьезных разноглаcий между иcточниками отдавал предпочтение более конcервативным (то еcть в cторону занижения) оценкам. 

Первый график показывает темпы роcта (г/г) иноcтранных активов Роccии, Саудовcкой Аравии и Объединенных Арабcких Эмиратов.




Саудовская Аравия и ОАЭ обладают весьма значительными иностранными активами в собственности государства. При подсчете величины активов учитывался портфель государственного пенсионного фонда СА, портфель Abu Dhabi Investment Authority (ADIA) Объединенных Арабских эмиратов и объем Стабфонда РФ. На графике видно, что темп роста иностранных активов российского правительства практически всегда превышал значение этого показателя для арабских государств (за исключением 2005, когда он был темпы роста в СА и РФ были равны). Среднее превышение за годы нефтяного ралли составило 26 процентных пункта. То есть государственные иностранные вложения РФ возрастали каждый год почти на 60%, в то время как иностранные активы СА – на 36%, ОАЭ – на 28%.

Сравнение стоимости иностранных активов упомянутых трех правительств в абсолютном размере достаточно наглядно – их объемы к концу 2007 были сопоставимы:


Низкая база, безусловно, имеет место. Однако стоит принять во внимание, что объемы экспорта нефти из Саудовской Аравии на протяжении всего рассматриваемого периода превышали таковые для РФ. Конечно, не стоит забывать, что у России есть еще и газ, и металлы… И о том, что в 2005-2006 году было осуществлено крупное погашение внешнего гос. долга (37,6 млрд. $ и 24,5 млрд. $ соответственно). В другие годы сумма погашений составляла 4-10 млрд. $. Отдельного комментария требуют ОАЭ. Дело в том, что структура финансовых активов ADIA была значительно смещена в сторону высокорисковых инструментов: акций, частного капиталовложения, развивающихся рынков. Это принесло несомненные плоды в 2002-2007 гг. Степень влияния фактора нефтяных цен можно оценить, исходя из факта: объемы экспорта нефти из ОАЭ были в 3-4 раза ниже, чем из СА.

Продолжим сравнение, переместив РФ в более «легкую» весовую категорию. Следующий график показывает темпы роста иностранных активов правительств Кувейта, Катара, Алжира и РФ.

Если где и имеется эффект низкой базы, так это в Катаре. Тамошнее правительство запустило суверенный фонд в 2004. До этого, надо полагать, капиталы находились в ведении семьи шейха, то есть в частной управляющей компании. Данные, повторюсь, весьма скупы и приблизительны. Этим и объясняются значительные рывке на графике. Зато ближе к концу исследуемого периода фонд набрал вес, позволяющий более достоверно оценить его по потокам трансграничного капитала. Опять же, портфель Катарского правительства состоял из высокорисковых активов, а некоторые источники сообщают и о применении левереджа (это в суверенном фонде-то!).

В Алжире, между тем, только в 2002 году угасла кровавая гражданская война. Это тоже к вопросу о низкой базе. Я надеюсь, что хоть часть алжирских нефтедолларов (нефтеевро, по большей части) все-таки пошла на восстановление обескровленной экономики, но, боюсь, экономика РФ в таковом восстановлении нуждалась не меньше. Тем не менее, мы видим, что РФ уверенно превышала Алжир с Кувейтом по темпам роста иностранных активов в госсобственности, а в 2006-2007 превзошла и Катар.

Следующие: темпы роста государственных внешних финансовых активов Нигерии и Венесуэлы.



Нигерия… Далекая, но в чем-то очень родственная России страна… Ну, скажем, там тоже нахватали иностранных кредитов, платить по ним не смогли и долгое время не платили. Опять же, Парижский клуб, списания, погашение сверх графика… В общем, учитывайте, что Нигерия отдала иностранным кредиторам за 2004-2006 более 12 млрд. $ и выплатила-таки полностью свой внешний долг.

Что касается нашей темы – опять российское правительство впереди по темпам закупок иностранных финансовых инструментов.

 Далее на очереди страны-«изгои». Комментарии насчет политического бэкграунда, я думаю, здесь будут излишними.

И наконец у РФ выявились достойные соперники по аккумуляции иностранных активов: Ливия и Ирак. По поводу Ирака см. выше мою ремарку относительно алжирской смуты. Для Ливии усиленные вливания в европейские финансовой активы стало определенной платой за дипломатическое признание и поддержку (международные санкции действовали с 1993 по 2004 гг). Не помогло. Кстати, экономика в Ливии тогда была плановой, все было в ведении государства.

Крупные экспортеры нефти практически все освещены, добавлю лишь несколько штрихов к картине. Темпы роста иностранных активов правительств Канады (экспорт нефти, газа, алюминия, меди и др.), Норвегии и Австралии (железная руда, уголь, золото). В иностранные активы Норвегии включен портфель Government Pension FundGlobal (NGPF-G), аккумулирующий основные заграничные активы правительства.

Так называемые развитые экономики. Естественно, ни одна из них не может сравниться с Россией по темпам роста иностранных активов правительства. Канадский, достаточно ровный, ряд отражает эту самую «развитость». Несмотря на то, что страна является вторым по объему в мире экспортером газа и алюминия, в структуре внешней торговли сырьевые товары занимают небольшую долю. Австралия (не говоря о Норвегии) оказываются в этом плане менее развитыми. Дефицит счета текущих операций Австралии последовательно увеличивался на протяжении 2000-2007 гг. Это на фоне взлета сырьевых цен! Австралийский доллар, естественно, слабел, так что Центробанку пришлось в 07 году распродать половину ЗВР, чтобы удержать курс. Все это на фоне мейнстримного роста правительственных заимствований при хроническом дефиците бюджета.

Норвежский Government Pension FundGlobal по размеру активов превышал золотовалютные резервы Австралии, Канады и еще пары-тройки государств G20, вместе взятых. Смотрите сами:


В заключение – сравнение динамики иностранных активов России с Бразилией (экспорт железной руды), ЮАР (драгметаллы, редкозем. эл-ты и др.), Перу (медь, золото, цинк), Чили (медь) и Украиной.


Любопытно, что Украина до 2005 года имеет сопоставимые темпы роста с РФ. С 2006 уступая пальму первенства Бразилии. Как бы там ни было, при сравнении с экспортерами других видов сырья Россия выглядит в лучшем случае не выше уровня остальных.

Вывод:

При сравнении темпов роста государственных иностранных финансовых активов Россия, как правило, демонстрирует более высокие темпы роста по сравнению с экономиками других стран-экспортеров минеральных ресурсов. При этом в течение исследуемого периода в РФ происходит активное погашение государственного внешнего долга. Потребность в инвестициях являлась высокой, уступая, конечно, странам вроде Ирака и Алжира. Несомненно высокой была и сама возможность абсорбции валютного профицита счета текущих операций – в первую очередь, за счет сложной, глубокой структуры экономики, а также попросту эффекта масштаба этой самой экономики.

Таким образом, можно считать, что в системе «развитие-консервация» экономики наше правительство ориентировалось на консервацию сильнее, чем власти иных стран-бенефициаров «сырьевого бума». При явной несопоставимости состояния, структуры и уровня сложности их экономик.



Tags: swf, ЗВР, Россия, нефть, онолитека, экономика
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments