Previous Entry Share Next Entry
Стать #хэштегом
giovanni1313
tumblr_nacig1omKs1qg95r7o1_500
Надпись на плакате:
«Правда в том,
что нам всем достаточно
одной пули,
чтобы стать
#хэштегом»


Город Фергюсон, США, 15 августа 2014 года. У меня нет сомнений, что этот самодельный плакат, который молодой мужчина держит в руках, написан абсолютно искренне. Наверное, поэтому короткий текст и получился таким сильным.
Но на меня он произвел совсем не то впечатление, которое намеревался вложить в него создатель. Хрупкость человеческой жизни? Беззащитность перед произволом властей, которая нас уравнивает? Готовность отстаивать свои гражданские права? Нет. Мимо. Всё мимо.
Меня смущает #хэштег.

Твоя смерть не важна. Твоя жизнь обладает еще меньшей значимостью. Итог твоего существования, универсальный знаменатель, единственная заметная для общества вещь – твоё имя, предваренное хэшем, разлетающееся по социальным сетям.

Хэштег, по сути, – это мем, максимально упрощенный и технически предназначенный для распространения во многих электронных сетевых сообществах. Хэштег – это идея. Для того, чтобы стать идеей, вопреки написанному на плакате, не всегда достаточно получить пулю. Даже если это пуля полицейского. Даже если ты был безоружен. Даже если ты – чернокожий подросток, а полицейский – белый.

Тем не менее, плакат хорошо отражает меняющуюся систему ценностей общества. Систему, в которой хэштеги становятся важнее людей. В которой широта распространения нового мема становится важнее конкретных решений по реальным проблемам. В которой ты сам распространяешь идею – если считаешь ее достойной. В которой твой голос что-то значит. Если найдутся те, кто его услышит.
Короче, мужчина на фото – весьма прогрессивных взглядов. В самом деле, набрать несколько десятков тысяч упоминаний в социальных сетях – это практически победа над смертью, так? Огромное количество людей, о которых ты даже не подозревал, узнают о тебе. Целый день, два, а то и (если очень повезет) пару недель ты станешь модной темой для острых электронных сообщений. Ты станешь чем-то большим, чем тем, кем был до превращения в хэштег.

Потом о тебе забудут.

Ты – мем. Технически предназначенный для распространения во многих социальных сетях. Твой жизненный цикл – несколько суток.

Но это всё мелочи, не стоит на них зацикливаться. Лучше рассматривать хэштег как уникальную возможность! Ты можешь быть простым парнем, сторонящимся неприятностей. Ты можешь шмальнуть с друзьями травы и ограбить магазинчик на районе. Случайно встреченный полицейский может изрешетить тебя. Это всё слишком заурядно – в США полиция при задержании расстреливает больше 400 человек каждый год… Но хэштег в корне изменяет всё дело! Хэштег – это победа не только над смертью, но и над жизнью. Тем людям, для которых жизнь М. Брауна что-то значила, не нужны хэштеги. #хэштег может повторять имя человека, но это лишь оболочка, имеющая мало смысла для тех, кому более дорог сам человек.

Оболочка, которую можно наполнить совсем иными смыслами.

Да, несмотря на кажущиеся связи, #хэштег деперсонифицирован. Каждый сам решает, дать ли ему жизнь. Хэштег принадлежит всем – и никому в отдельности. Хэштеги притягивают и оформляют имеющиеся в сообществе, но еще не формализованные установки, желания и идеи. Оболочка может стать следствием «выпущенной пули», но содержание мема задается исключительно когнитивным пространством социальной сети.
Другими словами: хэштег создает не «пуля», а общество. По своей, общества, мере актуальности и ценностной матрице. Если ты, по какому-то бесчисленному множеству критериев, не соответствуешь невысказанным запросам общества – тебе никогда не стать #хэштегом. Не поможет твоя невиновность. Не помогут страх и презрение, испытываемые к твоей расе. Не поможет произвол и беззаконие. Не поможет даже твоя смерть.

Смерть не важна.

Смерть не была таким уж важным событием еще в доинформационную эру. Тем более - сейчас, когда интенсивность информационного потока возросла на порядки. Сейчас, когда социальное сообщество говорит о чьей-либо смерти – оно просто обсуждает мем. #Хэштег.
Современный способ коммуникаций в общественной сфере, если отбросить технические усовершенствования, - это следующий виток спирали. Средства массовой информации, вертикальные каналы распространения господствовали, по историческим меркам, недолго – где-то сотню лет. До этого же существовал древний, как мир, путь – «из уст в уста», т.е. по сути тот же «peer-to-peer» («равного с равным»). Путь, который точно таким же образом формировал информационный фон, релевантный обществу. Точно так же создавал героев, которые в своей идейной ипостаси могли иметь очень мало общего с реально жившими людьми и реальными событиями.

Но кое-что изменилось за тот недолгий век доминирования СМИ. Пожалуй, важнее всего, что общество, в котором мы живем, успело переродиться в общество потребления. И пользователи социальных сетей, как одна из наиболее прогрессивных частей этого общества, проявляют эту черту наиболее активно. А прогрессивность их отражается в том, что потребляют они информацию.

Мемы как форма существования информации оказались не только хорошо приспособленными для потребления, но и, в силу возврата к горизонтальным принципам распространения, стали важным элементом информационной экосистемы сетевых сообществ. Хэштеги создаются виртуальным сообществом – чтобы им же и быть употребленными. Именно этим и объясняется их короткая жизнь. Будучи потребленным, хэштег теряет всякую ценность. Имя с закорючкой хэша становится одним из заурядных объектов, мало отличающихся от новой версии iOS или спортивного события. Объектов, которые Молох Сети каждый день пожирает - и предает забвению.

У горизонтальных коммуникаций есть еще одна особенность, отличающая их от «вертикальных» СМИ. Это гораздо более выраженная вариативность мемов, различность их трактовки разными группами внутри среды распространения. В предельно сжатый хэштег можно упаковать самые разные смыслы. И если есть большинство, для которого #хэштег – не более чем притягательное эмоциональное переживание, удовлетворяющее вездесущий сенсорный голод, то потребности других групп могут выходить за рамки модели «человека потребляющего». Никого не интересует, что убитый был человеком законопослушным и самую большую глупость совершил только в последние минуты перед смертью. #Хэштэг для них призывает крушить, грабить и жечь. Смысл, по сути обратный смыслу, который вкладывает «пассивное» большинство. Конфронтация вместо объединения. Беззаконие вместо уважения прав. Агрессия вместо терпимости. Это всего лишь отражение их ценностной матрицы, их сути. Они жили так до появления #хэштега – и #хэштег вряд ли их сильно изменил.
Зато он наверняка объединил их. И дал этим мощный импульс на осуществление своих подспудных желаний. Простых деструктивных желаний. Потому что чем более простым является запрос, тем легче вокруг него объединить социальную группу. И чем больше распространялся #хэштег по персональным аккаунтам, тем больший вес он имел, тем больше обосновывал правильность действий данной группы. Если ни жизнь, ни смерть по сравнению с хэштегом не имеют значения, разве может иметь значение закон?

Стать #хэштегом – это не только минута славы. Это еще и шанс собрать грозную силу. Общность. И не виртуальную, а вполне реальную.
Толпу.
Критическую массу.

Мы же с вами знаем способности толпы? Так сказать, соотношение созидательного и разрушительного потенциалов? Но толпа может просто разойтись, так и не реализовав свой потенциал.

А вот развитие событий после достижения критической массы безальтернативно.

Одной пули может быть достаточно, чтобы стать #хэштегом. Но есть и обратная сторона – одного #хэштега может быть достаточно для того, чтобы кто-то получил пулю. Один человек, десятки, сотни, тысячи… #MichaelBrown в этом плане еще не так плох – хэштег утащил за собой на тот свет пока только троих. Первый - Каджим Пауэлл - был застрелен полицейскими при обстоятельствах, очень похожих на те, что создали хэштег из М. Брауна. Через несколько дней после того, как было сделано фото с плакатом.

Новые #хэштеги оказались далеко не такими популярными. Пуля может уравнять итог жизни двоих людей – но не двух #хэштегов. Они существуют по своим законам; здесь смерти конкурируют с новой версией iOS и чемпионатом мира по футболу. И чаще проигрывают.

А когда выигрыш означает новые смерти – это точно можно считать выигрышем?..




____________________________
Эта статья является вводной для цикла, который посвящен изменениям в обществе под влиянием современных и будущих информационных технологий. Цикла, который написан порой в довольно пессимистических и мрачных тонах. Не то чтобы информационная эра сама по себе является таким зловещим этапом эволюции, цифровым Апокалипсисом и т.п…  Это скорее взгляд на те процессы, которые могут представлять угрозу для привычных нам сейчас вещей, ценностей и порядка. Люди всегда сопротивлялись вторжению нового в их жизнь – так уж мы устроены. А наш мир устроен так, что перемены неизбежны.

И главное – несмотря на кажущуюся далекость и абстрактность обсуждаемых понятий и объектов («блогосфера», «демократизация» или там «NSA»), изменения в информационном обществе означают изменения в каждом из нас.

Пусть каждый #, набранный вашей рукой в вашем сообщении, будет напоминанием об этом.




Κυβέρνησος ἐσχατιαί / Горизонты управления

  1. Стать #хэштегом

  2. Титаны эпохи

  3. Их мир

  4. Виртуальная свобода

  5. "Если знаешь место боя..."

  6. Декомпиляция Матрицы

  7. Дочери офицеров против Исламского Халифата

  8. Как "Искренний голос" стал еще искреннее

  9. Уничтожая доверие

  10. Силы финансового притяжения

  11. "А зачем им деньги?.."

  12. Свет на дне колодца

  13. Кролики голосуют за Дарта Вейдера!

  14. Объединяй и властвуй

  15. Кто победит Катю Андрееву?

  16. Высшая ценность

  17. В погоне за устойчивостью

  18. Вавилонская Башня 2.0

  19. Размерность имеет значение!

  20. Знание победит

  21. Электронная Немезида

  22. Обреченный быть константой

  23. Инженерия человеческих душ


  • 1
с экономикой покончено?

поддержу, все заждались

До конца года ждать не стоит, я думаю.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account