giovanni1313 (giovanni1313) wrote,
giovanni1313
giovanni1313

Categories:

МВФ. Война. Цейтнот.

30 апреля Международный Валютный Фонд утвердил двухлетнюю кредитную программу для Украины общим объемом 17 млрд. долл. В том числе 3,2 млрд. перечислялись стране, цитата, «немедленно» («immediate disbursement»). Министр финансов А. Шлапак заявил, что первый транш ожидается с 5 по 8 мая.

По странному стечению обстоятельств, рано утром 2 мая стартовала масштабная операция силовых подразделений Киева в восставших районах на востоке страны. Информация о начале операции стала известна еще днем 1 мая.

Стечение обстоятельств может быть и не таким случайным. В многостраничном докладе МВФ по ситуации в стране (очевидно, готовившемся в течение нескольких недель до момента достижения договоренностей) прямым текстом сказано: «Если центральное правительство утратит эффективный контроль над востоком страны, программа <помощи от МВФ> будет нуждаться в пересмотре». Важность этого пункта была подчеркнута в последовавшем заявлении главы МВФ Кристин Лагард. В своем выступлении она оценила риски программы как «высокие». Риски г-жа Лагард связывает с нестабильностью на востоке Украины,  которая может серьезно повлиять на экономические перспективы. «Любое ухудшение экономической ситуации <в стране> будет ставить под угрозу выполнение программы, поэтому мы убедительно призываем стороны к переговорам, к достижению соглашений».

О своем понимании «переговоров» президент США Б. Обама рассказал достаточно оперативно после начала силовой операции 2 мая. Фактически, на совместной с А. Меркель пресс-конференции Обама озвучил карт-бланш Киеву на проведение «зачистки».

И еще один штрих - 1 мая руководство антитеррористической операцией перешло к главе СБУ Валентину Наливайченко. Особо распространяться об этом персонаже смысла не вижу, информации вокруг предостаточно…

Приходится констатировать, что план АТО, одобренный американскими коллегами украинских чекистов, содержал в себе существенные недочеты.
Во-первых, переоценивались возможности и желание проправительственной группировки выполнять боевые задачи.
Во-вторых, по-видимому, недооценивалась реакция со стороны гражданского населения, либо не были проработаны ответные действия украинских войск.
Сейчас можно говорить о том, что 2-3 мая страна прошла точку бифуркации. Силовые операции на севере Донецкой области принесли только жертвы, как среди воюющих сторон, так и среди гражданского населения. Каких-либо значительных успехов для Киева пока нет. Население крайне озлоблено, воспринимает украинских силовиков как оккупантов и настроено браться за оружие. Трагические события в Одессе углубили пропасть между народом Донбасса и властью в Киеве.
В-третьих, вопросы вызывает локализация АТО. Стратегическим проигрышем является потеря управления в Донецке и Луганске. Местные силы правопорядка принимают сторону восставших. Вероятнее всего, у Киева просто недостаточно подразделений, способных восстановить управление в областных центрах. Однако именно эти два города представляют собой самую большую угрозу  с точки зрения делигитимации притязаний Киева на Донбасс.

Перспективы развития ситуации на Донбассе нехорошие. При продолжении натиска на Славянск, в условиях плотной блокады, у защищающихся просто закончатся боеприпасы. Город перейдет под контроль правительственных сил, уцелевшая часть ополчения растворится. В других населенных пунктах, в отсутствие противотанкового вооружения, восставшие могут рассеяться, даже не ввязываясь в серьезные бои. Последует переход к партизанским методам ведения войны. Её интенсивность заранее предсказать трудно.

Сложнее выглядит ситуация в Донецке и Луганске. Теоретически еще остается время для сбора достаточного гарнизона и его ввода в города. Однако до сих пор Киев не предпринял решительных шагов в этом направлении. Кроме того, не ясен исход такой операции, если она все же начнется. Вариантов много, от блокирования колонн мирными жителями до интенсивных городских боёв.

Если указанная выше для райцентров развязка принципиально достижима к 8 мая, то облцентры на эту дату с большой вероятностью будут продолжать контролировать восставшие. Таким образом, сроки по перечислению первого транша кредита, озвученные А. Шлапаком, могут быть сорваны. Нежелание МВФ выделить средства в течение ближайших 4-ёх дней будет означать, что Фонд будет ждать следующей точки бифуркации – 11 мая.

Пока сложно сказать, удастся ли новообразованным республикам организовать полноценный референдум. В этой связи интересными выглядят результаты т.н. «Народного референдума», организованного лояльной Киеву общественной организацией. По заявлению организаторов, более 70% жителей обеих областей высказались за территориальную целостность Украины. В связи с чем возникает вопрос: если народ за «едину Украину», наилучшим способом деэскалации ситуации была бы всеобъемлющая поддержка проведения полноценного референдума со стороны украинского правительства. Вместо этого результаты т.н. «Народного референдума» будут, по-видимому, использованы для делигитимации результатов референдума от 11 мая. Это косвенно говорит о том, что в Киеве допускают, что 11 мая референдум действительно состоится.

Донецкая и Луганская область в 2012 дали 16,4% от общего украинского ВВП (без учета Крыма). Вклад в экспорт в 2013 составил 25,6%, вклад в импорт – лишь 7,8%. В обеих областях был сильный профицит во внешней торговле товарами, по абсолютному объему профицита Донецкая обл. занимала 1-ое место, Луганская – 4-ое. Без Донбасса балансировать внешнюю торговлю Украина будет только через жёсткое затягивание поясов. Потому что кредитная программа на 17 млрд. долл. накроется одним местом.

По мере ухудшения социально-политической ситуации исчезают и возможности для рефинансирования внешнего долга. По оценке МВФ, частному сектору в нынешнем году предстоит рефинансировать порядка 24 млрд. долл. долга. Помимо этого, из-за сжатия импорта будет сокращаться внешний торговый кредит, что вызовет дополнительную потребность в погашении еще 3-5 млрд. долл. Негативно влиять на зарубежное кредитование также будет неясная ситуация с внешними пассивами фирм, ранее принадлежавших «семье» Януковича.

Напряженная ситуация с оплатой российского газа значительно снижает возможность маневрирования помощью от МВФ . В урегулировании газового вопроса заинтересована прежде всего Европа, и она будет продавливать первоочередное погашение долга Газпрому.

Киеву нужны деньги. Сейчас.

Киев решает сиюминутные задачи.

Задачи с решением «lose-lose».
Tags: Украина, демократия, конспироложество, политика, финансы
Subscribe

  • ИИ, общество, политика

    Продолжаем знакомиться с отчетом о состоянии дел в области искусственного интеллекта ”AI100”. Один из разделов публикации посвящен…

  • Десятилетия ярких побед

    Специальный проект Стэнфордского университета, “AI100”, выпустил свежий отчет о нынешнем состоянии дел в сфере искусственного…

  • Кто придумает будущее?

    «...Но если потребители, инвесторы и остальные ослеплены блеском новых технологий или отмахиваются от хайпа и не могут увидеть картину…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 56 comments

  • ИИ, общество, политика

    Продолжаем знакомиться с отчетом о состоянии дел в области искусственного интеллекта ”AI100”. Один из разделов публикации посвящен…

  • Десятилетия ярких побед

    Специальный проект Стэнфордского университета, “AI100”, выпустил свежий отчет о нынешнем состоянии дел в сфере искусственного…

  • Кто придумает будущее?

    «...Но если потребители, инвесторы и остальные ослеплены блеском новых технологий или отмахиваются от хайпа и не могут увидеть картину…