giovanni1313 (giovanni1313) wrote,
giovanni1313
giovanni1313

Categories:

Крупные инвестпроекты Калининградской области

Еще один масштабный инвестиционный проект будет реализовываться в Калининградской области. На инвестиционном форуме в Сочи между Внешэкономбанком и «Автотор Холдинг» было подписано соглашение о финансировании создания автомобилестроительного кластера. Срок реализации проекта – до 2020 года. Планируется создать «пять автомобильных заводов полного цикла, до 16-ти заводов по производству автомобильных компонентов», а также широкий спектр сопутствующей инфраструктуры. В сообщении ВЭБа упоминается также загадочный «город нового типа», но спишем это (вместе с «транспортной и логистической» инфраструктурой) на пышный пресс-релизный стиль. Уровень локализации к 2018 году должен составить 30%, и 50% в к 2022. В прошлом году он равнялся 15%. Цели по уровню локализации поставлены довольно умеренные. Так, московский завод «Автофрамос» по итогам 6 мес. 2013 уже имел уровень локализации 75%. Калужский завод «Фольксваген» и сестрорецкий «Хендэ Мотор» сейчас достигли уровня ок. 50%. Тем не менее, направление, в котором движется «Автотор», достойно похвалы.
Ожидается, что в 2020 году кластер будет производить 250 000 автомобилей в год. Аналогичные объемы завод выпускает и сейчас, таким образом, речь идет в первую очередь об углублении локализации.
Объем финансирования со стороны ВЭБа официально не объявлен. Общая стоимость проекта составляет 120-140 млрд. руб., 42% будет финансироваться за счет собственных средств. «Автотор» уже имеет предварительную договоренность со «Сбербанком» о выделении 20 млрд. руб. Таким образом, максимальный объем средств ВЭБа можно оценить как 50-60 млрд. руб. Информации по срокам кредитования стороны не раскрывали.

Инвестиционные планы «Автотора» - отрадная новость на фоне ожидаемого снижения ввозных пошлин на импортные авто. В результате соглашений по ВТО пошлины будут поэтапно снижаться и в 2019 составят 15% (сейчас – 25%).
Проект автомобилестроительного кластера предусматривает создание 27 тысяч рабочих мест. И это много, это очень много. В 2012 году численность рабочей силы в Калининградской области составляла 524 тыс. человек. Потребность кластера в рабочей силе – более 5% от текущих значений.

На прошлой неделе губернатор Калининградской области публично выразил неудовольствие действиями холдинга. Дело в том, что для принадлежащего концерну предприятия "Балтийские автомобильные заводы", являющегося резидентом Особой экономической зоны, в 2012 закончилась первая половина льготного периода налогообложения. Это означает, что с текущего года компания, ранее освобожденная от уплаты налогов на прибыль и имущество, должна была начать платить указанные налоги по ½ от действующей ставки. Однако компания решила сэкономить на налогах и подала заявление на регистрацию нового резидента – другого юридического лица. В случае успеха компания получила бы еще 6 лет налоговых каникул. Однако такие действия, видимо, нарушили какие-то неформальные договоренности между правительством области и холдингом. Сам Валерий Драганов, президент компании, в конце прошлого года был настроен начать платить налоги. Тем временем, губернатор Н. Цуканов дал команду «фас» налоговой. Однако анонимный источник в областном правительстве полагает, что юридически действия «Автотора» безукоризненны. Короче, думать надо было шесть лет назад, когда закон принимался.
В 2011, по данным самой компании, «Автотор» обеспечивал 34% всех налоговых поступлений в консолидированный бюджет области. Поэтому первая реакция Цуканова понятна: речь идет о серьезных бюджетных суммах. Но «Автотор» (выручка в 2012 – ок. 200 млрд. руб.) – явно не та компания, которую можно поставить на место громким окриком. Возможно, поэтому пресс-релиз по итогам рабочей встречи Цуканова и Драганова, состоявшейся в начале этой недели, носит очень осторожный и сдержанный характер. Чую, поторопился губернатор с громкими обличениями, ох, поторопился…

К другим крупным проектам. До недавнего момента среди других безусловно выделялось строительство Балтийской АЭС. Стройка шла своим чередом, пока не появились непредвиденные (совсем-совсем непредвиденные) обстоятельства: прибалтийские государства решили отсоединяться от общей энергетической системы с Россией. А это, в свою очередь, означает перспективы изоляции энергетической системы Калининградской области. И мощность запланированных двух энергоблоков ВВЭР-1200 будет чрезмерна для скромных запросов энергосистемы анклава. Сейчас потребляемая мощность составляет порядка 500 Мвт, пиковая – 800 Мвт. Планируется, что к 2019-му пиковая мощность вырастет до 1,1 ГВт.
В итоге в середине 2013 года стройка была приостановлена, а Росатом стал спешно перекраивать проект. «Спешно» для атомной отрасли означает, что новый проект будет готов года через полтора-два. Планируется включить в АЭС несколько блоков средней или малой мощности. Возможные варианты - ВВЭР-640 либо, цитата, «приблизительно восемь» реакторов КЛТ-40. Последний вариант, по-моему, чересчур экзотичен. Сухопутного варианта КЛТ на сегодняшний день не существует. Да и стоимость выходит довольно дорогой.
Пока окончательного решения по новой компоновке станции не принято. Возможно, что-то будет известно к декабрю. По неподтвержденной информации, после пересмотра проекта в первую очередь будут построены реакторы малой/средней мощности, ориентированные на внутренний спрос.

Полная стоимость оригинального проекта составляла 265 млрд. рублей. Немалая часть этой суммы пошла бы именно в экономику калининградского региона. Теперь однозначно можно говорить об удорожании проекта (Росатом не отказывается от планов по вводу ВВЭР-1200, очевидно, будут перенесены сроки). Но в финансировании будет пауза, ориентировочно ближайшие два года.

Наконец, федеральная казна тоже планирует выделять немалые средства на развитие Калининградской области. В марте была принята Государственная программа «Социально-экономическое развитие Калининградской области до 2020 года», которая предусматривает бюджетное финансирование в размере 446 млрд. рублей на обозначенном периоде. Для сравнения, Гос. программа «Развитие Северо-Кавказского Федерального Округа» предусматривает бюджетное финансирование в размере 235 млрд. руб., причем ее срок на год длиннее. Рамзан, не надо завидовать – в конце концов, у тебя есть Ferrari Testarossa, а простой сельский парень Николай Цуканов ездит на мопеде (ладно, шучу, на Харлее :) )

Правда, последние новости свидетельствуют о том, что объем поддержки по ФЦП развития Калининградской обл. может составить 246 млрд. руб., против запланированных в Государственной программе 275 млрд. Но и с учетом такого сокращения в распоряжение области поступит 417 млрд., что тоже неплохо.

Таким образом, только три вышеупомянутых источника в совокупности дают инвестиционный ресурс порядка 800 млрд. рублей на горизонте до 2020 года. ВРП области в 2011 составлял лишь 230 млрд. рублей. В период особенно интенсивного освоения средств – 2015-2017 гг. – на одну экономически активную душу населения может приходиться до 280 000 инвестиционных рублей ежегодно, т.е. по 23,5 тыс. руб. в месяц.
Пока наибольшее беспокойство вызывают планы Росатома. Будем надеяться, что концерну удастся найти грамотный выход из создавшейся ситуации.
Tags: Россия, инвестиции, модернизация, онолитека, промышленность, экономика, энергетика
Subscribe

  • Техноимпериализм как высшая стадия

    Американские сенаторы хотят поддержать отечественного производителя микрочипов. Видимо, поток жалоб на нехватку чипов от автопроизводителей,…

  • Умный город и глупые проблемы

    Журналист Брайан Барт опубликовал прекрасный лонгрид о том, что случилось с проектом умного города «Квайсайд» в канадском Торонто.…

  • Кто заслуживает большего

    Калифорнийский суд принял решение, обязывающее "Uber" и "Lyft" признать водителей наемными работниками. Как и ожидалось -…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments