giovanni1313 (giovanni1313) wrote,
giovanni1313
giovanni1313

Categories:

Япония: хорошая инфляция и плохая инфляция

FT Alphaville опубликовал график за авторством Пола Крэйка (Paul Krake), на котором показана зависимость потребительской инфляции в Японии от цены на нефть (выраженной в иенах):


В последние несколько месяцев цена нефти опять начала расти, поскольку иена дешевела. По расчетам Крэйка, понадобится еще около четырех месяцев, чтобы рост иеновых цен на сырье поднял индекс потребительских цен внутри страны.
Я построил зависимость, основываясь на наблюдении Крэйка. Взят период 2005-2012, по горизонтальной оси изменение цен на нефть за год, по вертикальной – годовая потребительская инфляция с лагом три месяца. Получилось неплохо. Если Крэйк брал более короткий промежуток и брал лаг 4 месяца, у него связь могла быть и сильнее.
3
Стоит отметить, что эффект от импортных цен не такой большой, как того хотелось бы главе ЦБ Куроде. Так, 50%-ное повышение цены на нефть будет означать инфляцию лишь 0,35% в год. А не 2%, как мечтает Банк Японии. Тем временем, по итогам первого квартала баррель нефти сорта Brent стоил лишь на 11% дороже, чем в прошлом году.
Но для понимания всей ситуации очень важен один момент. Курода ставит целевые ориентиры именно по потребительской инфляции и неустанно акцентирует на ней внимание прессы и рынка. Я и сам как-то пробежал мимо этого факта. См., например, пресс-релиз:
1

Однако в Японии индекс потребительских цен и индекс цен для валовой добавленной стоимости (ВВП) – это, как говорят у них в Одессе, две большие разницы. Смотрим: два индекса, первый квартал 1994 года взят за 100.

2
Видно, что дефлятор ВВП скользил вниз, как санки с горки, не обращая никакого внимания на уровень импортных цен. Небольшая «кочка» в суровую годину - 4 кв. 2008 – 1 кв. 2009 – вряд ли отголосок роста нефтяных цен, скорее неточности статистического подсчета (падение ВВП тогда составило в годовом выражении 13% и 16% соответственно).
Знает ли Курода о разнице, показанной на графике выше? Конечно, знает. Зачем же тогда таргетировать потребительскую инфляцию? Самое простое объяснение – потому что добиться потребительской инфляции проще, чем инфляции ВВП. Вот только экономике от выполнения такой «важнейшей» задачи будет никак не легче. Потребительская инфляция в отрыве от роста зарплат будет означать уменьшение покупательной способности доходов японцев, не говоря уже об обесценивании сбережений.
Tags: qe, ЦБ, Япония, импорт, инфляция, онолитека, экономика
Subscribe

  • Кто придумает будущее?

    «...Но если потребители, инвесторы и остальные ослеплены блеском новых технологий или отмахиваются от хайпа и не могут увидеть картину…

  • Дерзкие иллюзии

    Новая модель «Теслы» за $ 25 000 – звучит очень заманчиво. Но то, как этот автомобиль сейчас обсуждается на уровне…

  • Экспроприация с моральным превосходством

    Вдогонку к посту о высоких стандартах социалистической цензуры культуры — история, прекрасно дополняющая картину…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments